Недавно проходивший во Дворце культуры Химико-металлургической фабрики ММК имени Ильича шестой фестиваль авторской песни "Струны циркона" выдержал самый главный экзамен. Его организаторы и участники доказали, что их детище не только дорого им, но и необходимо культурной жизни Приазовья, потому что в основе фестиваля лежит прочное содружество тех, кого он объединяет. Когда задумываешься над тем, почему посёлок Донское Волновахского района стал одним из крупнейших центров бардовского движения в Донецкой области, то понимаешь, что это не случайно. Во-первых, высокие технологии требуют людей, обладающих высоким уровнем не только профессиональной квалификации, но и духовной культуры: физик, не являющийся по совместительству лириком, вряд ли сможет найти красоту в том деле, которым занимается, а значит, невозможно ждать от него высоких результатов. Кроме того, первенец циркониевой промышленности СССР в советские годы был желанным местом распределения для лучших выпускников столичных вузов, знакомых с достижениями высокого искусства и внесших немалый вклад в развитие духовной жизни Донского. Наконец островное положение, удалённость от центров городской цивилизации сформировала здесь особый тип людей, высоко ценящих искренность. Это стало благоприятным стартовым условием для развития авторской песни в Донском. Фестиваль, оказавшийся необходимым В этом году "Струны циркона" проходили в шестой раз, оказавшись одним из немногих бардовских фестивалей в Донецкой области, уцелевших в годы кризиса. Ещё совсем недавно в Приазовье проводились такие масштабные праздники авторской песни, как "Ильичёвский бриз", "Песня над морем" и "Азовская лира", на которые приглашались именитые барды и съезжались гости не только из многих областей Украины, но и из стран СНГ. Но все осталось в прошлом как только ухудшилось финансовое положение организаторов и спонсоров фестивалей. А опыт недавнего мариупольского фестиваля "Дети сентября" показал, что комфорт при дорогих расценках не срабатывает, и народ подобные мероприятия просто игнорирует. "Струны циркона" - фестиваль камерный, не такой затратный, как предыдущие, а значит, более жизне-способный в столь непростое время. Как всегда, большую помощь в его проведении оказала Химико-металлургическая фабрика ММК имени Ильича, предоставившая помещение, аппаратуру и призы. Небольшой, со вкусом оформленный зал, столы, на которых гостей ждали горячий чай и кондитерские изделия, - всё создавало атмосферу домашнего уюта и праздника в семейном кругу. Автор и слушатель не были отделены друг от друга подмостками сцены, что также способствовало более близкому общению, а отсутствие конкурсного отбора на право выступить в финале снимало психологическое напряжение, которое ощущает каждый участник, выходя к микрофону. "Струны циркона" - это постоянный творческий поиск и смелые эксперименты. Каждый год участников и гостей фестиваля встречает новое оформление зала: в прошлые разы его украшали композиции из осенних цветов и изделия мастеров народного творчества, в этом году в вазах на столах стояли веточки спелой рябины. Организаторы стараются заготовить оригинальные призы: помню, как несколько лет назад цех товаров народного потребления ХМФ ММК имени Ильича специально для фестиваля изготовил вазы с росписью ручной работы, а в этот раз победителей ждал сувенир в виде скрипичного ключа с памятной надписью. Шестой по счёту фестиваль стал для организаторов и участников "Струн циркона" настоящим экзаменом на выживание. Материальные сложности не позволили провести его в двухдневном формате, как это было раньше, в связи с чем смогли приехать не все живущие в других городах области: посёлок Донское достаточно удалён от магистральных путей, а транспортный вопрос - немаловажный фактор для иногородних гостей и участников. Но всё же решили проводить: если пропустить год, то можно потерять нить, которая связывает местных бардов с их донецкими и мариупольскими коллегами, а кроме того, история не раз доказывала, насколько трудно возвращать оставленные позиции. - Считаю, что фестиваль удался и подтвердил, что мы живём, - говорит председатель оргкомитета фестиваля "Струны циркона" Сергей ДЕГТЯРЬ. - Будем надеяться, что все неурядицы временные, как говорят в народе: "Были бы кости, мясо нарастёт". Вообще, барды в своём большинстве неисправимые оптимисты, а если и бывает у нас пессимизм, то он осмыслен: когда нам грустно или тяжело, это воспринимается либо как временное явление, либо как нечто пришедшее извне. "Струны циркона" доказали свою необходимость: это и стартовая площадка для молодых бардов, и хорошая школа мастерства. А самое главное - это сложившееся содружество не только творцов, но и человеческих сердец. Поэтому неоднократно звучали предложения о том, что зимой можно устраивать камерные вечера авторской песни в ДК, а летом собраться всем вместе на природе с палатками у костра, чтобы всю ночь петь и общаться под тёплым приазовским небом. "Авторскую песню убить невозможно!" Так считают донецкие барды Алёна и Дмитрий Макарчук, которых организаторы и участники "Струн циркона" называют крёстными родителями фестиваля. - Как вы воспринимаете такое отношение к себе? Дмитрий: - На самом деле крёстная для всех нас - авторская песня, которой мы отдали много времени и сил и счастливы, что она в нашей жизни занимает важное место. Донское - удивительный посёлок, ведь на малом пространстве этой песни могло и не произойти. Но здесь есть замечательный Дворец культуры и люди, которые изначально её посеяли. Главное, тут есть, на кого опереться, поэтому всходы оказались благодатными. - Ещё несколько лет назад в Донецкой области проходило множество бардовских фестивалей. Сейчас остались единицы. С чем это связано? Д.: - Авторскую песню убить невозможно: это тот же самый фольклор, только теперь, благодаря технической революции, мы можем знать его создателей. Она настолько обширна, что никакой "Титаник" с ней не сравнится по масштабам и никакие айсберги этому кораблю не страшны. Когда авторской песне не дают возможности говорить о том, что думает, тогда она звучит на кухнях и у костров. Но при первой же возможности снова выходит на большую сцену, вначале как песня, говорящая о наболевшем, а затем переходит в своё обыденное разнообразное состояние. Сейчас наступил момент, когда экономика загнала бардов на кухни, но обязательно будет всплеск, согласно закону перехода количества в качество. То, что происходит сейчас со "Струнами циркона", это тоже проявление вышеупомянутого закона. Сбои в материальном плане не могут быть вечными, а то, что в душах людей, не убьёшь: они всё равно пишут песни и ищут возможности сохранить фестиваль. Когда ситуация поменяется, всё вернётся на круги своя. Что касается других фестивалей авторской песни, то надо смотреть на плодородный слой, а в Донецкой области, как и в соседних регионах, он мощный. Насколько я знаю, небольшие бардовские фестивали проводятся и в Горловке, и в Макеевке, и Славянске, и в других городах области. Верю, что возродится и "32 Мая". Он был на взлёте, когда его полёт прервали, и думаю, что организаторы захотят его продолжить. - В нашем регионе на фоне затишья в фестивальной жизни у бардов активизировались праздники поэзии... Д.: - Мне нравится высказывание Евгения Евтушенко: "Поэты объясняют народу окружающую действительность". Поэтическое слово действительно ёмкое, ударное, способное лучше другого дойти до сознания, дать понимание происходящего в мире. Поэзия - важнейшая составляющая авторской песни, она представлена на наших фестивалях так же, как и авторская песня на поэтических - они являются родственными жанрами. Недавно в Донецке проходил поэтический фестиваль "Cambala-2010", посвящённый памяти Натальи Хаткиной, которая, вырастая в замечательного поэта, приходила в бардовские клубы, принимала активное участие и в наших мероприятиях. - Авторской песне присущ оптимизм... Д.: - Депрессивные авторы есть и у бардов, но средний показатель авторской песни однозначно жизнеутверждающий: можно и погрустить, но рано или поздно начнёт пробиваться свет в конце тоннеля. Наш жанр имеет в себе патриотическое начало: невозможно представить авторскую песню без гражданского направления. В рок-музыке гражданская позиция тоже присутствует, но там она имеет зачастую только протестные формы. Алёна: - На фестивале "Cambala-2010" было много молодёжи, и старшее поколение подметило, что у неё много тёмных тонов в поэзии, депрессивности, ощущения безбудущности, безнадёги какой-то. Это характеризует не только состояние личности на данный момент, но и духовное состояние общества, которое неосознанно рефлексируется. Не радует, что молодёжь зачастую загнана в эти тупики: такие люди вряд ли смогут стать строителями чего-то светлого, так как у них нет идейного жизнеутверждающего подкрепления. - Чтобы такое начало присутствовало в творчестве молодых, старшее поколение авторов должно активно передавать им свой опыт... Д.: - Как журналист, я бывал на многих эстрадных фестивалях, но практически нигде не довелось увидеть такого института передачи опыта, позволяющего осмысленно относиться к своему делу, как творческие мастерские. А у бардов он присутствует. Конечно, есть фестивали, представляющие исключение, например проходящий в Ялте. На него ещё с советских времён съезжаются преимущественно зрелые мастера, там нет конкурса, зато устраивается масса концертов для всего города. А там, где происходит отбор лучших, большую роль играют мастерские: зрелые авторы, в принципе, могут "воспламениться" и от простого прослушивания записи, но начинающим необходимо живое общение с более опытными коллегами, при котором происходит перетекание энергии из сосуда в сосуд. Учитель, владеющий гитарой и словом, стремящийся не демонстрировать только себя и получать удовольствие от того, что им восхищаются, делится тем, что у него есть, дарит то, что знает и умеет, способный не ранить молодых, а поддерживая их, показывать, в чём они сильны и слабы, как двигаться дальше - это гражданская позиция: люди нуждаются в том, чтобы их выслушали, напутствовали, дали добрый совет, сказали мудрое слово, если таковое имеется. А.: - Мастерство приходит в развитии, и если изначально авторская песня помещалась в трёх аккордах, то сейчас она приобрела новые формы: появились гитарные школы, молодёжь хорошо владеет инструментом, интересуется гармонией, аккордами, звуком. У меня, как профессионального музыканта, правда, бывает ощущение, что музыка к ней приходит иногда раньше, чем осознается поэзия. Но планка поднялась высоко и хочется за ней тянуться. - Не грозит ли рост мастерства в авторской песне тем, что оно начнёт подменять собой искренность? А.: - Не грозит. Люди, профессионально занимающиеся вокалом, бывает, выбирают этот путь, а в бардовскую песню приходят те, у кого нет ни музыкального, ни литературного образования. Зато у них есть дар Божий, и они прекрасно овладевают гитарой, пишут стихи, синтезируют всё это и подают от сердца. Профессиональные композиторы очень часто теряют эту жемчужинку и начинают математически складывать песни. Однажды попался диск известного композитора с детскими песнями: там жуткие гармонические шаблоны, и мне стало невыносимо скучно и стыдно за него. Я видела ребят, которые достигли высокого уровня эстрадного мастерства, но ничего кроме игры на зал и нарисованного обаяния за ним нет. Им не хватает ни искренности, ни красоты, ни теплоты к залу, ни глубины мысли, а жаль… Д.: - Вообще, можно ли применить слова "профессиональная подготовка" по отношению к искренности? А ведь авторская песня держится прежде всего именно на ней. Если нарушается искренность и ты пытаешься родить энергетику искусственно, не будет гармонии даже при хороших способностях и рано или поздно это все равно проявится. Да, можно развиться до определённого предела, когда и призы все станут твоими, но однажды жизнь в один момент перечеркнёт всю фальшивую навороченность твоих песен. А кто-то с тремя аккордами хватает за сердце, и эту искренность никакой профессиональной базой не заменишь. Александр ДМИТРИЕВСКИЙ, Донское. На снимке автора: выступление донецких бардов Алёны и Дмитрия Макарчук. |