Пятилетний рубеж - важный психологический момент: очень часто фестивали не «доживают» до этой даты, и причин здесь много. Прежде всего - это высокая плотность фестивального графика на постсоветском пространстве: почти каждые выходные одновременно в разных регионах проводится по нескольку праздников авторской песни. Поэтому очень трудно найти нишу для фестиваля, проводящегося в первый или второй раз, особенно в тёплое время года. Чтобы о новом фестивале заговорили сразу, нужно организовывать хорошую концертную программу, а здесь невозможно обойтись без приглашения знаменитостей, что автоматически ставит организаторов перед необходимостью поиска солидных спонсоров. Кроме того, сейчас бардовские фестивали редко когда устраиваются на природе, как правило, для их проведения нужно арендовать детский лагерь или пансионат. Понятно, что в наше кризисное время это сделать непросто: сейчас многие фестивали, даже проводившиеся не первый год и имевшие солидную репутацию, лишившись спонсорской поддержки попросту прекратили своё существование. Организаторы «Струн циркона» пошли по другому пути. Во-первых, выбрали удачное время проведения - вторую половину октября, когда в фестивальной жизни по вполне естественным причинам наступает затишье, и многие поклонники авторской песни начинают испытывать сильный дефицит живого общения. - Для меня оказалось совершенно неожиданным то, что год или два назад сюда приехала некоторая часть участников «Ильичёвского бриза», - говорит член жюри Елена Девина. - Может быть они были не удовлетворены достигнутыми результатами, а может, они там не допели и им хотелось ещё допеть здесь. Второй чертой «Струн циркона» является добрая, почти домашняя атмосфера: надо видеть, с какой радостью встречаются старые друзья, а новичок, впервые прибывший сюда, быстро становится своим. Неяркий свет в зале, пастельные тона создают особый уют, настраивая и автора, и слушателя на открытость в общении. - Зал с хорошей акустикой не даёт песне далеко улететь, - рассказывает председатель оргкомитета Сергей Дегтярь. - В этом тоже есть своё: недаром люди ходят на камерные концерты, где музыка остаётся в зале. Часто бывает, что человек, приехавший на фестиваль издалека, и возлагавший определённые надежды, не проходит конкурсный отбор. И хорошо, если ему попадётся ведущий отборочное прослушивание, который не только глубоко знает и чувствует авторскую песню, но и обладает при этом талантом педагога и понимает, как важно сохранить зерно таланта, а зачастую бывает, что вместо тактичной оценки звучит разгромная рецензия. На «Струнах циркона» нет такой жёсткой конкуренции, как на больших фестивалях, где очень высокий оценочный критерий, участвовать в конкурсном концерте имеет право каждый, а полученная здесь грамота для кого-то тоже может стать стимулом к творчеству. Поэтому праздник авторской песни в Донском уже зарекомендовал себя в качестве хорошей дебютной площадки. - Знаю по другим фестивалям, как эти конкурсные прослушивания отбивают охоту выступать, - говорит участник «Струн циркона» Сергей Кучеренко-Садковский. - А здесь у человека есть возможность получить заряд поощрения от того, что пел на сцене наравне с мэтрами. И это даёт свои плоды: с каждым годом увеличивается число участников, расширяется их география, а в этом году в зале было гораздо больше слушателей, чем на предыдущих фестивалях: это значит, что растёт потребность в живом, искреннем слове. - Авторская песня - она как родник: люди поют том,что думают, - говорит Елена Девина. - Очень приятно, что на фестивале много молодёжи, но зачастую она приходит с эстрадной песней, которая не совсем соответствует нашему формату. Удивляет то, о чём поёт молодёжь: иногда мрачноватые тексты, неуверенность, а в мелодиях они пытаются подражать «Машине времени» и «Металлике». Если молодой автор говорит, как ему плохо, что он не может разобраться в этой жизни, и если поколение так мыслит - то об этом стоит задуматься даже не нам, а всему обществу. - Елена Николаевна, какими будут ваши пожелания, советы, рекомендации молодым бардам? - Наш жанр - это союз стихов и музыки, изначально главенствующим было слово, но сейчас он становится мелодичнее, в него входят даже джазовые интонации. Хочется чтобы были глубокие тексты, в них должны присутствовать драматургия: завязка, развитие, кульминация и развязка. Мелодия также должна вести слушателя: можно начать песню тихо, а потом добавлять силу голоса, менять интонацию, смысловые акценты - и тогда песня становится интересной. К исполнителю особые требования: он должен звучать или лучше, чем автор, или совершенно по другому, но сохраняя канву и мелодии, и гармонии, и самого текста. То есть - дать новое прочтение на другом уровне. На «Струнах циркона» мне довелось услышать интересную мысль: «Если не убедим других своими песнями - их петь не будут!» А убедить можно только при выполнении одного требования: чтобы слова соответствовали мыслям и чувствам, без искренности и честности рост мастерства окажется бесперспективным. Поэтому бардовское движение - настоящая оппозиция той фальши, что льётся и с эстрадных подмостков, и с высоких трибун. Авторская песня - барометр, который показывает истинное положение вещей: из более, чем шести десятков произведений, исполненных на «Струнах циркона» участниками конкурсной программы только три песни и пять стихотворений были украиноязычными. Это - наглядный пример того, что русский язык в нашем регионе доминирует: на языке, который для тебя не является родным, сложно создавать сколько-нибудь серьёзные образы. Вместе с тем, к украиноязычным авторам присутствовавшие в зале тоже относились тепло: главное - чтобы в стихах была поэзия. Мне вспомнилось, как несколько лет назад на одном из фестивалей в Святогорске барды из Минска пели песни на белорусском языке, и надо было видеть с каким воодушевлением их слушали собравшиеся: потребность во взаимопроникновении культур среди почитателей авторской песни очень высока. А Сергей Кучеренко-Садковский рассказал мне: - Я в этом году в составе бардовской сборной Украины принимал участие в фестивале памяти Валерия Грушина (самый крупный фестиваль авторской песни на постсоветском пространстве, проходящий ежегодно в начале июля в Самарской области. - Прим. авт.), так россияне всё время нас просили петь украинские песни! Фестивалю повезло с именем: «Струны циркона» объединили в себе связанные с этим уникальным камнем легенды, историю и современность приазовской земли, благодаря которым посёлок Донское стал не только центром высоких технологий, но и высокой духовности. Редко встречающиеся прозрачные кристаллы циркона часто называют «младшими братьями алмаза»: каждая грань создаёт неповторимую и удивительную по своей красоте игру света. Так и здесь: каждая встреча, каждая песня становятся новой гранью, открывающей то, о чём раньше даже не задумывался. Александр ДМИТРИЕВСКИЙ |